Директор электростанции

Техническая строительная документация

Опытный, замечательный монтажник-турбинист. Все, что пройдет через его руки — проверять не надо.

Все будет сделано с предельной точностью.

— Как самочувствие, Ефим Федорович?

— спросил я его. — Самочувствие ничего.

Только я готов десять турбин смонтировать подряд, не выходя из цеха, чем пускать одну в такой обстановке, добавил он. Вы скажите, Виктор Петрович, чтобы поменьше света на меня направляли от кинокамер, да и корреспонденты с фотоаппаратами чтобы не приставали. Я же не артист.

— Хорошо, это я улажу.

А ты крепись. Сегодня мы из тебя действительно сделаем артиста.

Главное, поскольку такая обстановка, учти одно: турбину надо будет пустить с эффектом, артистически, — наставляли мы его с Мироновым. — Используй в этих целях преимущество стопорного клапана турбины АЭГ. Видишь, какой большой штурвал на нем. Сначала полным взмахом рук поверни штурвал, пока не выберешь холостой ход штока клапана, чтобы видели, что ты пускаешь турбину.

И после этого осторожно, небольшим поворотом, откроешь клапан и дашь пар в турбину. Как только вал начнет вращаться, поддерживай примерно 500 оборотов для прогрева.

— Хорошо, будет порядок, — ответил Ефим Федорович. Вакуум поднимался очень тяжело.

Мениск на ртутном столбике то был выпуклый, — это хорошо, значит, устойчиво, то проваливался, становился вогнутым внутрь, как воронка от взорвавшейся бомбы, — это плохо, неустойчиво. Наконец, ртутный столбик показал 600 мм. Что же, можно пускать турбину.

Гости уже расселись за столами в ожидании пуска. Замолчал оркестр.

Последние минуты перед пуском турбннисты всегда тянут. Что же — это необходимо.

Надо проверить работу регулирования; нормально ли сливается масло из подшипников; записать температуры масла, пара.

Проследить за вакуумом и работой эжекторов, отрегулировать подачу пара на уплотнение вала и т. д. Все требует времени. Десятки даже сотни раз пускали турбины, всегда было полное спокойствие, уверенность.

А здесь — хотя уверенность и имеется, но у всех волнение.

Вполне понятно, ведь первый пуск.

Буквально из-за какой-либо мелочи пуск может пройти не совсем удачно, с неполадками, а допустить этого — нельзя.