Промышленные объекты

Техническая строительная документация

Более полувека назад царское правительство, пытаясь улучшить судоходные условия реки Ангары, вело тщетную борьбу с капризной рекой. Затратив за пять лет 1 млн. 700 тыс. руб., оно отказалось от каких бы то ни было дальнейших работ. Было сделано заключение что «в Падуне плавание в самом пороге невозможно».

Но в заключительной фразе пространного отчета о произведенных работах, в книге, изданной в С.-Петербурге в 1901 г., русский инж. М. Чернцов выразил горячую надежду, что «придет время, когда Ангара снова возродится к жизни, но возродится уже во всеоружии опыта, знания и средств…

» Он оказался прав. Приезжающей на новостройку молодежи, естественно, хочется как можно быстрее и с самой лучшей стороны проявить себя; ее интересует, какая же из профессий «самая-самая»: самая трудная, самая нужная.

Мне кажется, что в условиях сибирской стройки все они требуют от человека максимальной отдачи, мастерства и мужества.

Никакой из них я не могу отдать предпочтение перед другими. Отвечая же на подобные вопросы, перебирая мысленно многочисленные строительные профессии, я вспоминаю в первую очередь людей: с одними я был знаком лично, о других слышал от товарищей.

Это было весной 1959 г. Мы готовили скальное основание под восьмидесятую секцию низовой секционной перемычки.

От того, как быстро сумеют скальники и бетонщики подготовить каменное ложе и уложить бетон в перемычку, зависел успех своевременного перекрытия Ангары.

Бурильщики спешили. Но через низовую перемычку то и дело просачивалась вода и чуть ли не всю их работу сводила на нет. Днем забои заливало водой, а ночью она превращалась в лед. Изнемогая от усталости, люди бригады Переточилина сутками откачивали воду и скалывали лед, чтобы добраться до скалы, вода опять проникала в забой, но бурильщики победили.

Скальное основание было сдано в срок, и бетон в перемычку уложен вовремя. А Борис Гайнулин!

Замечательный человек, начавший свою работу на стройке с бурового молотка.

Его имя было известно не только на строительстве Братской ГЭС, но и во всей Восточной Сибири.

Коллектив, возглавляемый демобилизованным моряком Тихоокеанского флота, первым в Иркутской области получил звание бригады коммунистического труда.