Ускорение выпуска молодых специалистов

Техническая строительная документация

Нашему коллективу предстояли вскоре новые интересные и ответственные дела: недалеко от Кутаиси шло строительство Рпонской ГЭС, с которой нас ожидала параллельная работа. В конце лета 193! г. пошли разговоры о том, что группу специалистов отправят в Москву на курсы диспетчеров. Предпочтение отдавалось тем, кто уже имел опыт работы дежурным инженером.

Хотелось поехать на курсы и мне. Но когда управление стало согласовывать с директором электростанции кандидатуры, Дабахишвили вызвал меня и сказал: — Ты выбрось из головы, что куда-то уйдешь с ЗАГЭС. Если мне оставят хотя бы половину инженеров, то в этой «половине» останешься и ты. Он был в тот день непривычно угрюм, и я, не сказав ни слова, ушел.

Так и я не поехал вместе с другими на диспетчерскую учебу. Как-то сидели мы с Константином Гагнидзе, ныне работающим главным диспетчером Грузглавэнерго, в техническом отделе станции и вдруг — аварийная сирена.

Бросились к главному щиту — станция «сидит на нуле». Дежурный инженер Александр Калмахелидзе пошел в машинный зал. Мы с Гагнидзе — бегом: он — на напорный бассейн, а я — в машинный зал. Что же случилось?

Не опорожнив трубопровод, дежурный инженер разрешил снять люк со спиральной камеры турбины.

Уже больше половины болтов сняли, и вдруг под давлением полного напора воды трубопровода сорвало люк и вода залила машинный зал. Авария была серьезной, на ее ликвидацию приехал управляющий Закэнерго В. Чичинадзе, восстановление работы агрегатов и энергоснабжения Тифлиса и других потребителей шло уже при нем. Вскоре мне сообщили, что меня направляют в Ленпнакан директором ГЭС. Мне почему-то представлялось, что для директора должен быть какой-то возрастной ценз, до которого мне еще не скоро. Помню, в студенческие годы, когда мы решали, кому кем быть, мне прочили продвижение по чисто инженерной части, говорили: мол, через пять лет будешь старшим инженером, а еще через пять лет, может быть, станешь и главным инженером электростанции.

После того как в республиках Закавказья была установлена власть, Владимир Ильич Ленин в известном письме от 14 апреля 1921 г. к коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана и Горской республики дал важнейшие установки. «Сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения.